Интерфейс PCI-Express x16 постепенно начинает приобретать народный характер. Уже сейчас имеется огромное количество моделей PCI-E видеокарт, представленных обоими компьютерными гигантами ATI и NVIDIA. Немаловажным является ещё и то, что карты PCI-Express x16 серий GeForce 6200/6600/6800 и Radeon X800, как правило, дешевле своих AGP-аналогов, т.к. исключают использование мостов PCI-E -> AGP по причине их первоначальной ориентации на новый интерфейс и, как следствие, более упрощенного дизайна.
В сегодняшнем обзоре Вашему вниманию будет представлена видеокарта нижнего ценового диапазона от компании NVIDIA – Gigabyte GeForce 6200. На рынке модель 6200 представлена в двух вариантах – для интерфейса AGP и, конечно, PCI-Express x16. Когда GeForce 6200 готовился к своему официальному анонсу, было известно, что в его основу будет положен чип NV43 (с отключением половины текстурных конвейеров), который, как известно, используется в картах серии GeForce 6600. Эта информация дала повод для предположения, что карточки на основе GeForce 6200 должны безболезненно переделываться в GeForce 6600 без каких либо "хирургических" вмешательств. Итак, сегодня, когда G6200 уже заполонили розницу, есть возможность проверить предположения на практике.
Технические характеристики NVIDIA NV43Производитель nVidia
Название ядра NV43
Технологический процесс, мкм 0.11
Частота ядра, МГц 300
Количество текстурных конвейеров 4/8
Количество текстурных блоков на конвейер 1
Количество текстур на пискел за проход 16
Аппаратный T&L +
Тип памяти DDR
Разрядность шины памяти, бит 128
Частота памяти, МГц 250
Пропускная способность памяти, Гб/с 8
Уровень анизотропной фильтрации 16x
Полноэкранное сглаживание Мультисэмплинг на повернутой решетке, комбинация MSAA и SSAA
Коэффициенты SSAA 2x
Число сэмплов выборки MSAA 2x-8x
Вершинные шейдеры 3
Пиксельные шейдеры 3
Частота 1-го RAMDAC, МГц 400
Частота 2-го RAMDAC, МГц 400
Технология вывода сигнала на два устройства nView
Количество вершинных конвейеров 3
Как вы могли заметить, количество текстурных конвейеров меняется в зависимости от использования чипа NV43 в GeForce 6200 и GeForce 6600. Соответственно, NVIDIA GeForce 6200 использует формулу 4х1, а 6600 – 8х1, при этом количество вершинных конвейеров все время равно трем. Не буду объяснять то, что включение всех восьми конвейеров дает немалый скачок в производительности GF6200 и приравнивает ее к результатам, показываемым GF6600.
Теперь давайте перейдем к нашему конкретному экземпляру – Gigabyte NVIDIA GeForce 6200.
Итак, карточка выполнена на текстолите стандартного для Gigabyte синего цвета и имеет интерфейс PCI-Express x16. Стандартные частоты составляют 300/500MHz. На борту имеется 128MB памяти стандарта DDR производства Hynix с временем выборки 4 наносекунды.
Штатное охлаждение представляет довольно симпатичный медный кулер, по шумовым характеристикам напоминающий до упора разогнанные боксовые кулеры от Intel.
Избалованное Zalman’овской тишиной ухо, признаюсь честно, очень тяжело переносит столь сильный шум, поэтому штатное охлаждение было решено заменить на систему охлаждения видеокарт от все того же Zalman – ZM80C-HP с опциональным кулером ZM-OP1.
Zalman ZM80C-HP (включая ZM0P1) не представляет собой мощного инструмента для разгона, это всего лишь набор из двух радиаторов, тепловой трубки и бесшумного вентилятора, которые позволяют сохранить достигнутые показатели разгона на эффективном штатном охлаждении, только при сохранении общей тишины системы. Цена такого чуда природы находится в районе 30$.
Но вернемся к нашей теме. В конечном итоге, после продолжительных тестов, карточка показала следующие результаты в разгоне – ядро функционировало на частоте 550MHz, память на частоте 670MHz. По правде говоря, мне уже давно не встречалась 4-нс память, которая, работая практически на своем максимуме (500MHz), смогла прибавить в частоте ещё 170MHz! Блестящий результат.
Включение восьми текстурных конвейеров
Дабы избавить новичка в этом деле от вопроса, собственно, "как включить эти самые конвейеры", вкратце опишу процесс переделки.
Для успешного результата нам необходимо иметь, прежде всего, последнюю версию программы RivaTuner. На момент написания статьи – v2.0 RC 15.4. После запуска программы, мы должны открыть окно "Low-Level system tweaks", попасть в которое можно, щелкнув по кнопке "Low-Level system setting" в разделе Customize.
В нижней части окна (Graphics processor configuration) необходимо задействовать параметр "Allow enabling hardware masked units", в пункте "Active pixel/vertex units configuration" установить "Custom" и нажать на кнопку Customize.
В появившемся окне, необходимо установить галочку на одной из первых двух строк (Pixel unit 0 или Pixel unit 1, в зависимости от того, какая четвёрка конвейеров отключена).
После нажатия кнопки OK и перезагрузки, мы получаем полноценный GeForce 6600.
О задействовании всех восьми конвейеров также говорит и программа EVEREST Home Edition.
Тестирование
После чудесного превращения GeForce 6200 в GeForce 6600 и разгона до 550/670MHz, давайте сравним полученные результаты.
Тестовый стенд:
* CPU: Intel Celeron D 325J@3.61GHz (190x19).
* MoBo: ASUS P5GD1 (LGA775; i915P/ICH6R).
* Memory: 2x256MB PC3200 Kingston KVR400X64C3A/256 (2.5/3/3/6).
* HDD: Samsung 160GB S-ATA.
* Video: Gigabyte (GV-NX62128D) NVDIA GeForce 6200.
* MS Windows XP Service Pack 2.
* NVIDIA ForceWare 71.24.
* Intel Inf Update v.6.3.0.1007.
Синтетические тесты: Реальные игровые приложения:
Для сравнения представлены результаты, полученные на разрешении 1280х1024х32, настройки графики были установлены на максимум, сглаживание не задействовалось, в Half-Life 2 была включена 16-тикртаная анизотропная фильтрация. Хочу заметить, что мы специально использовали такие режимы, с целью проверки перспективности карты в будущих играх.
[thumb]http://razgonu.ru/uploads/posts/2009-05/1242456515_games_21537_image003.png[/thumb]
[b]Выводы
Подводя итоги, хочу сказать, что видеокарта NVDIA GeForce 6200 не повторила историю своей предшественницы NVIDIA GeForce FX 5200 и показала себя с гораздо лучшей стороны. Несмотря на свою низкую стоимость (в московской рознице ниже 100$), производительность карты находится на должном уровне, а с учетом хорошей разгоняемости и тем более возможности включения всех восьми конвейеров, карточка позволит комфортно чувствовать себя в современных игрушках, даже в тяжелых режимах.
Внимание! По сообщению от Unwinder'а - автора программы RivaTuner, разблокировка конвейеров физически невозможна на NV43 ревизии A4 (карта вообще не реагирует на попытку изменения конфигурации конвейеров). В статье разблокировалась видеокарта с чипом ревизиии A2.